ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Заговор чувств

Инсинуации и провокации пятничным вечером удались на славу - зрителя сначала вводили в заблуждение, потом заставляли думать, что же будет дальше, а в итоге оставили с таким количеством вопросов, что я лично непременно вернусь в ТЮЗ еще раз, чтобы пересмотреть спектакль.

 

 

С одной стороны, я не очень люблю сравнивать театральную постановку с первоисточником, в данном случае - с романом Юрия Олеши "Зависть", который автор впоследствии переработал в пьесу "Заговор чувств". С другой стороны, мне кажется, что для более полного понимания пьесы не лишним будет прочесть роман до или после просмотра.

Из аннотации к спектаклю: "Пьеса «Заговор чувств» написана Ю. Олешей в 30 летнем возрасте на основе романа «Зависть». После ставшего известным романа «Три толстяка» новый роман стал ярким и неожиданным явлением не только в литературе, но и в жизни 20–30-х годов. Слог русского языка, которым написана пьеса, неизменно привлекал и привлекает читателей".

В чем же причина успеха? Тут стоит обратиться к истории: пьеса была написана в переломные для России годы, в которые страна стояла на пороге великих перемен. Век девятнадцатый вместе со всеми своими предрассудками, условностями и традициями был загнан в угол, жизнь огромного количества людей перемалывалась в угоду исторической необходимости. В такой ситуации отдельный человек, индивид, как никогда раньше, вдруг начал ощущать свою беззащитность и ничтожность перед ходом истории. Знакомо, не правда ли? Россия потом еще не раз переживет потрясения, но это, самое первое в череде потрясений двадцатого века, стало самым разрушительным и неизбежным.

Николай Кавалеров, представитель века девятнадцатого, как раз и представляет собой то самое потерянное поколение, выросшее при одном строе, и вдруг очутившееся в строе совершенно ином. Кавалерова терзают самые разные чувства, но главным из них можно назвать неустроенность. Ощущение собственный ненужности заставляет несчастного Кавалерова погружаться в пучину самых низменных чувств. Николай ошибочно (как мы впоследствии выясним) думает, что люди века девятнадцатого новому веку не только не нужны, но даже противны и неугодны. Молодой еще мужчина, Кавалеров, вместо того, чтобы пользоваться всеми теми шансами, которые дает новое время, все глубже погружается в разврат, пьянство и бесцельное прожигание жизни. На сцене мы видим неловкого, смешного, неряшливого человечка, растерянного и раздавленного поступью нового века. Николай, волею судеб оказавшийся связанным с Андреем Бабичевым, революционером, бывшим политзаключенным и новым руководителем пищевого треста, на фоне своего покровителя чувствует себя слишком ничтожным. И тут из ощущения ничтожности рождается зависть.

Но так ли прав Кавалеров? В том и провокация спектакля - а может, Николай заблуждается? Да, Андрей Бабичев внешне выглядит, говорит и действует как истинный сын нового века - энергичный, горящий энтузиазмом, безразличный, кажется, к обычным человеческим чувствам. Почти фанатичной кажется его сосредоточенность на работе, преданность делу - Кавалерову непонятно все это, он желает говорить, обсуждать. И в этом его слабость - Николай просто не готов к решительным действиям. Как он сам говорит, он с детства желал только славы. Но слава эта в уме Кавалерова слабо связана с реальной работой. Даже рассуждая о славе, он не упоминает реальные действия, он лишь рассказывает свой умозрительный путь в славе. Как мы увидим в дальнейшем, в этом заключается слабость всех тех, кто вольно или невольно оказывается не у дел в новом обществе. И этим очень хитро пользуется Иван Бабичев, брат Андрея.

На этой фигуре стоит остановится поподробнее. Еще одна провокация - на первый взгляд Иван, как и Николай, кажется обиженным своим братом и жизнью. Но по мере развития действия грани его хитроумной натуры раскрываются в новой стороны, и вот мы уже видим наглого провокатора - и Николай Кавалеров в итоге сам поймет это, и скажет Ивану Бабичеву те же самые слова, которые не раз говорил Андрей: "расстрелять вас надо!". Играя на самых низменных чувствах людей, Иван движется к своей цели - отомстить брату Андрею за все то, что, по-мнению Ивана, ему пришлось вынести в жизни. Нужно сказать, что фигуры Ивана Бабичева и Николая Кавалерова чем-то схожи - оба мечтали о славе, оба не имели ни малейшего желания трудиться, чтобы достичь чего-то, и оба в итоге решили, что это общество не дает им шанса. Одной из очень удачных находок я лично считаю диалог братьев Бабичевых: Иван приходит к брату, чтобы объявить ему войну, и между делом рассказывает о некой машине под названием "Офелия". Примечательно, что назвать хоть одну из функций этой машины Иван не в состоянии. Так, маленькие дети наделяют вымышленными достоинствами обычную ветку дерева. В этом диалоге и раскрывается суть противостояния двух братьев: реальная деятельность, направленная на благо людей и воображаемые достижения, призванные потешить самолюбие. Потому и злится Иван на брата, потому и не воспринимает Андрей брата всерьез. Это уже не Гражданская война, но что-то более глубинное - поединок вечный и непримеримый.

И не последнюю роль в этом противостоянии играет приемная дочь Ивана - Валентина, Валя. Пожалуй, этот персонаж и стал тем самым ключом к пониманию главной провокации - так все-таки, Андрей Бабичев зло или добро? На протяжении всей пьесы нам постоянно загадывают загадки, затем вдруг характер персонажа раскрывается с совершенно иной стороны, а потом вдруг снова все меняется на сто восемьдесят градусов. Но именно в отношениях с Валей Андрей Бабичев, "колбасник", как презрительно называют его враги, раскрывается с совершенно неожиданной стороны. И мы видим человека, простого мужчину, не чуждого обычных чувств. Он трепетно оберегает чистоту своей возлюбленной, мучаясь вечными сомнениями: любит или все-таки не любит? Получается, не такой уж бездушный тиран этот Бабичев? А может быть, в том и интрига всей пьесы - не так прав Кавалеров, воображая, что люди века девятнадцатого не нужны веку двадцатому, и не так прав Иван Бабичев, воображая новое общество ужасным конвейером по производству "новых людей". Ведь есть же вот Андрей Бабичев, родившийся и проживший уже часть жизни в старом обществе, но нашедший свое место и в новом? Кажется, Николай Кавалеров и сам приходит к этой мысли: можно найти свое место в любом обществе, нужно только проявить энтузиазм и желание работать. Нужно просто отбросить баласт, и двигаться вперед. Или все-таки нет? Зрителю и здесь не дают однозначных ответов, предлагая поразмышлять на досуге над еще одним вопросом. Но все же отношения Вали и Андрея являются одной из центральных тем, на мой взгляд, потому что помогают лучше понять характер всех персонажей, суть их конфликта между собой и с собой.

Еще одним действующим лицом пьесы является толпа, на протяжении всего спектакля так или иначе находящаяся на сцене. Очень остроумным мне показался момент с митингом - что, как ни это, наиболее полно отражает саму суть толпы? Интересная режиссерская задумка - вывести на сцену толпу и сделать ее действующим лицом, практически собеседником - вот Кавалеров, например, разговаривает не с залом, а больше с толпой, с такими же потерянными, растерявшимися людьми, как и он. Век может меняться, но люди, вместе со всеми своими чувствами и недостатками остаются прежними. Один человек не в силах изменить ход истории, без толпы он обречен на неудачу. А толпа безобразно ленива, развращена чужим успехом, завистлива, и в любую минуту готова предать. Все это Андрей Бабичев как будто бы понимает в один момент, когда видит сдавшегося, Николая Кавалерова, видит своего брата, Ивана, видит жадную до сенсаций и впечатлений толпу. Здесь нет победителей и проигравших, есть лишь люди, пытающиеся бороться с этой толпой - и каждый раз исход битвы невозможно предугадать заранее. Еще один конфликт спектакля - толпа против человека.

Открытый финал позволяет зрителю интерпретировать постановку так, как ему будет угодно, подталкивает к размышлениям. Пожалуй, это не совсем обычно для томского театра - оставить зрителя без ответов на вопросы. Но в литературе этот прием часто используется, и в этом я вижу еще одно достоинство спектакля - режиссер не ставит окончательную точку в вопросе, не закрывает конфликты одним мановением своей режиссерской руки. Потому что конфликты эти вечны, неразрешимы, и по сей день актуальны.

От сюжета перейду к оформлению спектакля: работа художника-конструктора сцены просто великолепна! Вроде бы одна декорация, но при этом она в нужный момент создает нужную атмосферу, к тому же ты видишь всех персонажей сразу, и можешь одновременно наблюдать за всеми действующими лицами. Работа со светом и костюмами актеров, движения актеров на сцене - все было отработано практически до мельчайших деталей.

Ну и конечно, не могу не отметить работу исполнителя роли Николая Кавалерова. Актер Игорь Савиных настолько был убедителен, что теперь я как-то даже и не представляю Кавалерова другим. Хотя в книге он был описан иначе. Но общее настроение персонажа передано просто невероятно, вот ему веришь от первого до последнего слова. Вообще, работа с актерами проведена колоссальная, все персонажи на сцене живут в полном смысле этого слова. И это еще один плюс в копилку спектакля.

 

В целом, мне кажется, этот спектакль - лучший спектакль этой осени. Актуальная тема, хорошая актерская игра, интересные задумки, воплощенные на сцене, множество поводов для размышления, заложенных в тексте пьесы - все вместе это делает спектакль "Заговор чувств" обязательным к просмотру.

Кроме того, стоит отметить, что средства на спектакль театр получил, выиграв грант Фонда Михаила Прохорова - заявка нашего театра показалась организаторам наиболее интересной, а потому Томский областной театр юного зрителя смог вложить в постановку гораздо больше средств, чем рассчитывал изначально. Кроме того, финансовую поддержку в 500 тыс. рублей оказал также Департамент по культуре и туризму Томской области. Можно сказать, что спектакль получил одобрение и поддержку еще до выпуска на сцену, а после премьеры результат слаженной, четкой работы всех цехов театра, актерского состава, режиссера и художников, конструктора сцены и осветителей стал более, чем очевиден.

|Комментарии 2

Комментарии

Какая ложь.Зрители уходят с первого отделения.не выдерживая.Самая худшая постановка в этом театре.Все знакомые сходившие на этот спектакль сказали,что больше туда не ногой.Я написала свой отзыв в книге...и там с таким отзывом я не одна ....где эта правда?Возникает вопрос о том ,что возможно этастатья заказная?

Прошу прощения за ошибки.Первый отзыв хотелось как можно быстрей отослать(так я была возмущена)Вот и пришлось писать с телефона,а это очень не привычно.

март

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
театр Драмы театр спектакль смотрела россия кино томск управление персоналом психология факультет университет Англия bbc сериалы боевики шпионаж агенты бонд облачный атлас ричард йетс читала книги комедия музыка Северск лекции образование драма для взрослых реклама каннские львы концерт органный зал анимация для детей хоббит томский симфонический оркестр концерты бкз кира найтли джуд лоу джо райт анна каренина джек ричер том круз боевик опера Северский музыкальный театр тарантино свадьба Зощенко Версия самый пьяный округ в мире сериал презентация ситком тнт мюзикл отверженные триллер киллер джо тюз ночь святого валентина метро музыка ночью реалити-шоу холостяк оз: великий и ужасный забыть герострата обливион фантастика репетиция театр юного зрителя случайная вакансия джоан роулинг балаган герцога глостера скоморох железный человек 3 как я стал великий гэтсби художественный музей фото выставки современное искусство музеи спектакли после нашей эры 8 любящих женщин человек из стали афиша отвязные каникулы копы в юбках одинокий рейнджер слушала джаз фестиваль кинотеатр элизиум первый музей славянской мифологии балет октябрь театра драмы фестивали живая музыка