ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Интервью с томичами

Алексей Березин Алексей Березин

Фото было сделано на Набережной р.Ушайки, в кофейне "Прадо", .

Алексей Березин, более известный в сети интернет как Alex_aka_JJ, популярный блоггер, по духу — писатель, по роду деятельности — программист, ...

 

Алексей Березин, более известный в сети интернет как Alex_aka_JJ, популярный блоггер, по духу — писатель, по роду деятельности — программист, а по совместительству — наш земляк. 

С появлением в нашей жизни социальных сетей графомания вылилась в нечто всеобъемлющее. Только абсолютно ленивый еще не взял в руки перо и не попытался накорябать дрожащей рукой пару строк, а уж если хоть единожды получал одобрение публики, то начинал строчить свои произведения как из пулемета. Однако далеко не всех на этом поприще ждал и ждет ошеломительный успех. Наш сегодняшний гость редкое исключение из правил. Мало того, что популярность Алексея растет день ото дня, он еще и пишет в замечательном жанре – жанре сатиры. Не той, что по большей части заполонила наше информационное пространство, а именно классической, качественной, я бы сказала, сатиры. Сатиры в духе лучших представителей этого направления: Зощенко, Джерома, Тэффи, Ликкока и др.

 

- Алексей, говорят, что есть три причины, по которым становятся писателем. Первая: вам нужны деньги; вторая: вы хотите сказать миру что-то важное; третья: вы не знаете, чем занять себя долгими зимними вечерами. Какова ваша причина?
- Я сразу же не соглашусь с первой причиной – тот, кому нужны деньги это не писатель, это может быть кто угодно: графоман, литературный «негр», журналист, но только не писатель, ни в коем случае. Чтобы быть писателем, необходима внутренняя потребность писать, если вы пишете ради денег — значит, у вас внутренняя потребность в деньгах, это уже не писательство. Когда что-то происходит у тебя в душе, когда есть какой-то конфликт в сознании, тебе нужно это как-то выразить. В творчестве конфликт, в какой-то степени, разрешается. Женщины, когда у них есть какой-то конфликт, плачут: выплакалась в подушечку или кому-то в плечо, и конфликт решился. Мужчины не плачут, они вместо этого строят дом, или заваливают мамонта, или идут на рыбалку, или что– то пишут – картину, например, или музыкальное произведение. Если бы у мужчин был вариант просто кому-то поплакаться, то, наверное, у нас было гораздо меньше произведений искусства.

 

«В среде женщин широко распространено убеждение, что среднестатистический мужчина является в душе примитивным самцом и за свою жизнь испытывает примерно то же количество эмоций, на какое способна тарелка свежего куриного супа. Я уверен, что куриный суп с негодованием отверг бы этот гнусный навет, но речь сейчас не о нем».
«О мужских чувствах».


- Бывают такие периоды, когда писать не хочется?
- Конечно. Бывает, настроения нет, бывает — вдохновение не приходит. Бывает, совсем работать не хочется! Но сейчас, для блога, я стараюсь писать регулярно, чтобы люди приходили и знали, что их там что-то ждет.

 

- Когда вы впервые начали писать?
- Точно не помню, лет в 5 или в 6, в любом случае это было еще до школы. У родителей сохранился листочек с моим сочинением, написанным крупными буквами. По-моему, это была сказка.

 

- Верен ли стереотип, что писатели-юмористы в обычной жизни мрачны и серьезны? Как правило, читаешь: «в обычной жизни известный писатель-сатирик NN — сдержанный на эмоции человек. Рассказывая даже очень смешной анекдот, он не дрогнет ни единым мускулом лица. Как английский аристократ — немного мрачноват, но спокоен, размерен и утончен».
- Вообще говоря, я не много в жизни видел авторов-сатириков, но думаю, что это, в общем-то, вполне возможно. Далеко не всегда люди смеются или пишут что-то смешное, потому что они вот такие весельчаки. Иногда какие-то очень смешные, хорошие вещи получаются из-за того, что человеку очень-очень плохо. Эта проблема, этот конфликт трансформируется в произведение.

 

Имре Кальман, автор многих известных оперетт, при создании одного из своих лучших произведений «Сильва» в 1915 году, получил известие о смерти своего брата. Так вот, самую веселую, зажигательную, бурную часть «Сильвы» он написал именно после получения этого известия.

 

Мне тоже легче пишется, когда есть какой-то толчок извне, когда есть какие-то проблемы и их нужно как-то выразить.

 

«Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось».
«Совещание».


- Можно ли «взрастить» в себе чувство юмора?
- Да, можно – чтением. Самый прекрасный, лучший способ – много читать. Чувство юмора, как мне опять же кажется, напрямую связано с интеллектом. Получается, что я себя хвалю, но как бы там ни было, среди людей с развитым чувством юмора дурачков нет. Хотя, в общем-то, эти люди гениями себя редко считают, Марк Твен постоянно потешается над собой и собственной глупостью, если почитать его автобиографию, то он везде над собой добродушно смеется. Так же, собственно, как и Джером.

 

«Когда мудрый царь Соломон говорил: „Гордость предшествует падению“, он имел в виду конкретно дядю Митю. Ослепленный гордыней, дядя Митя сделал несколько шагов, и упал в яму с телефонным кабелем.
Буквально через несколько секунд об этом его приключении узнал весь дом. Падая, дядя Митя сломался в хрупком месте, и в свой крик вложил всю экспрессию, на какую способен сорокалетний электрик“ .
На дне».


- Где вы берете сюжеты для своих произведений? Есть ли у ваших героев реальные прототипы?
- У некоторых героев есть прототипы. Когда существуют прототипы, гораздо проще писать: можно что-то взять у реального человека, списать с него какие-то черты, можно что-то добавить. Единственная серия, где ВСЕ, что написано — правда, это как раз «Не смешное про любовь», все остальное в той или иной степени – выдумка. Просто описывать жизнь не так интересно — в ней часто нет законченных сюжетов.

 

- Недавно увидела интересное объявление на заборе: «Мечтаете написать роман? Приглашаем вас на курсы начинающих писателей!» Как вы считаете, можно обучить человека писательскому мастерству или это все-таки некий дар свыше? Что в таком случае могут дать подобные курсы?
- В первую очередь это зависит от того, кто эти курсы ведет. Наверное, там можно обучить каким-то навыкам журналистики, но научить писать талантливо — невозможно. Вообще, научить талантливо что-то делать – невозможно. Можно научить делать что-то хорошо. Можно, например, научить красиво срисовывать, но нарисовать что-то свое далеко не у каждого получится. Можно помочь развить талант, а вот создать его – наверное, нет.

 

«К ночи рука и нога у Сереги распухли и сильно болели, кот оказался ядовитым. Когда Серега ложился спать, кот заглянул на минутку в комнату, зашипел на него и ушел. Серега лег спать в недоумении. Истерзанные органы болели, сон не шел, Серега половину ночи рифмовал кота с другими существительными».
«Кот-искуситель».

 

- А чем, по-вашему, графоманство отличается от деятельности серьезного писателя?
- Графоман от писателя отличается, в первую очередь, некритичностью к себе. Если настоящий автор редко бывает на 100% доволен своим произведением, постоянно его стремится дорабатывать (вспомните, как Булгаков писал своего «Мастера и Маргариту», почти до самой своей смерти вносил в него правки), графоман же, написав что-то единожды, просто не видит в своем произведении никаких проблем, для него оно совершенно. Кроме того, графоманство – это еще и неумелое владение языком, бедный словарь, неумение грамотно, четко выразить свою мысль, так, чтобы у читателя в момент прочтения возникли те же самые чувства, которые были у автора в момент написания. Словарный запас может быть бедным только от того, что человек мало читал в детстве. В зрелом возрасте это уже не исправить. Словарь набирается, в основном, в детском возрасте.

 

- Может это зависит еще и от уровня прочитанной литературы?
- Конечно. Если человек читал в детстве одну Донцову, то, соответственно, у него будет словарь Донцовой. Я не знаю, сколько там у этого словаря слов, может быть тысячи 3–4 слов будет. Если читать Л.Н. Толстого, то у него был намного более богатый словарь. Словарь — это очень важно, но важно слова не только знать, но еще и правильно употреблять и знать, что эти слова обозначают, чтобы не получилось, как у одного молодого автора: «Он сидел на подоконнике и напевал, аккомпанируя себе на диарее».

 

Ну что же, пожелаем Алексею дальнейших творческих успехов, а вы, уважаемые читатели, помните: потерянный день — тот, на протяжении которого вы ни разу не засмеялись! Удачи!


Беседовала Елена Силкина
Фото Никиты Грейдина

Годы

2013  2012  2011  2010  2009  2008 
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Профессии