ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Интервью с томичами

Светлана Бунакова Светлана Бунакова

Фото было сделано на пр-т Коммунистический, 119 (г. Северск), .


— Итак, первый вопрос: как вы пришли к работе в Северском музыкальном театре?
— Это история известная, я ее рассказывала не раз. В 64-м году я пришла в этот театр, когда он еще находился в ДК им.Островского, и мою будущую творческую жизнь определил именно он. Я попала в совершенно замечательную балетную студию, в которой преподавала актриса Авилина Александровна Брижинская, выпускница Вагановского хореографического училища. Поэтому вся любовь к театру вообще и к театру в целом  — появилась именно здесь. Я мечтала стать балериной, балетмейстером. Но, мое первое образование было техническое, жизнь так повернулась. Я физик по первому образованию. Но, все равно, то, что было вложено в детстве  — не давало мне покоя. И в 90-м году я пришла работать в Северский театр для детей и юношества, в 93-м году — в северский музыкальный театр. Именно благодаря этому повороту судьбы я получила театральное образование на базе ГИТИСа. Затем пригласили в Томск. В прошлом году в СМТ проходил конкурс на замещение вакантной должности директора и меня пригласили. Вот и вся история и по сути это моя третья встреча с музыкальным театром Северска.


— Значит, у вас уже было виденье того, что нужно сделать в театре?
— Я ничего не хочу менять. Просто уверена, что наш театр и его коллектив достоин быть на равных с музыкальными театрами России. И я просто предложила –, а давайте «подтянемся» до российского уровня!


— То есть, чтобы город Северск серьёзно заявил о себе на российском театральном пространстве?
Ну, а почему бы и нет?


— Вы пригласили новых молодых актеров, вы пригласили дирижера из Новосибирска. Вы вводили новые кадры в театр?
— Ну, а как же? Понимаете, это как в семье: могут быть потрясающие, мудрые старики, но эта семья умрет, если в ней не будет детей, внуков  — жизнь остановится. Жизнь определяет молодость, её энергия. И деятельность руководителей оценивается, в том числе, основываясь на количестве молодых кадров на предприятии, в компании, в театре. И это правильно. В театр приглашены 7 артистов, а также молодой талантливый дирижер.

 

— Каким образом вы искали, отбирали этих актеров, молодых, новичков в театре?
— Сначала определяются потребности театра. Вообще, в любом театре основная проблема — с артистами  — мужчинами. Кто у нас самый главный зритель?

 

— Женщина?
— Женщина, да. Если бы основным зрителем был мужчина, то да, никаких проблем. Кстати, пьесы рассчитаны в основном на мужской состав труппы. А мужчин в театрах мало, понимаете? Это колоссальная проблема, поэтому, на мой взгляд  — это государственная проблема. Мало того, в музыкальном театре  — это должен быть не просто мужчина, это и определенный возраст и вокальные данные, естественно. Ни одна оперетта не раскладывается — не хватает артистов-вокалистов мужчин. Началось все с «Мэри Поппинс» — нет кандидатуры на роль Гуда. Я вспомнила, в Томске на Фестивале самодеятельных коллективов «ГриМаски» был потрясающий коллектив «Винегрет» из поселка Кисловка. Так я нашла воспитанника этого театра Антона Завьялова, который к тому времени получил театральное образование (закончил Щукинское, затем Гнесинское училище). Но, в силу разных обстоятельств, он уехал из Москвы и преподавал в музыкальной школе. Этого молодого артиста сразу полюбили зрители, отметили критики: на Межрегиональном Фестивале «Сибирский кот» Антон получил приз «За лучшую мужскую роль». Потом к нам приехала из Магнитогорская артистка-вокалистка Лидия Полякова, из Томска  — Эльза Латыпова, талантливая ученица С.Артемьевой  — Виктория Смагина. В балетную труппу театра также требуются молодые профессиональные кадры. А где их взять в Северске? Моя коллега Галина Станиславовна Фешкова  — директор Института хореографии при Кемеровском Университете, направила в СМТ трех выпускников, и все отмечают этих ребят. Вот таким образом…

 

— То есть, нет никакой базы, по которой можно было найти актеров, артистов?
— Да, ни базы, ни актерской биржи  — ничего подобного нет! Сегодня «служить» театру  — это не престижно! В 2012 году Новосибирское хореографическое училище выпустило всего 2 двух артистов балета – два парня — всего два! И они, естественно, идут в Новосибирский театр оперы и балета. При таком положении дел до нас ни один профессионал не дойдет, потому что, их просто мало. Но есть и другие моменты. Важный  — финансовый вопрос. Зарплаты в театре небольшие, если точнее — очень «скромные». Кроме того, условия нашего города  — ограничения для творчества, для широкой зрительской аудитории. Но, в тоже время, есть один очень важный положительный момент  — для приглашения специалистов в город выделяется служебное жилье. Мы получили в 2012 г. — три, а в 2013 — ещё одну квартиру.

 

— Кроме этого, какие еще есть сложности в работе театра?
— Наш театр – самый большой в области! И мы очень дорогое предприятие. Это очень дорогое удовольствие для города – иметь хороший музыкальный театр. У нас зрительский зал на 860 мест. И для Северска этого много. Я за год неплохо изучила пространство музыкальных театров России, и знаю, что, например, в Красноярске, Екатеринбурге или Москве могут поставить спектакль и играть его пять раз в месяц, но мы себе такого, к сожалению, позволить не можем. Есть еще одна проблема. Дело в том, что норматив штатной численности музыкального театра  — 280 человек. А у нас реально  — 219. Опять же, общаясь со своими коллегами, я не нашла ни одного театра с таким штатным расписанием. Норматив для оркестра музыкального театра  — 45 человек, а у нас — 29. Свободных ставок нет! Сокращены очень важные единицы, например, педагог по вокалу, нет репетитора балета, необходимы концертмейстеры! У нас на весь театр сегодня — две ставки концертмейстера, но, при этом одновременно могут идти четыре репетиции (и хора, и балета, и вокалистов, и оркестра).

 

Потом  — для того, чтобы было будущее у театра, однозначно нужно открывать при театре студии- театрально-вокальную, хореографическую. Т.е. необходимо воспитывать свои кадры. Есть еще один вариант по укомплектованию штата театров артистами оркестра, артистами-вокалистами. Например, я разговаривала с ректором Новосибирской консерватории и он мог бы предложить целевое обучение. То есть, они принимают человека, допустим — именно из Северска! Возможно даже очно-заочное обучение. А администрация платит за его обучение, и выпускник обязуется отработать в театре, например, пять лет. Вот такая возможность.

 

Мэр города, Администрация ЗАТО Северск — нас слышат и изыскивают пути решения этих проблем. Да, я действительно, за это очень признательна.

 

— Возвращаясь к вопросу о выезде в другие города — я знаю, что в Томск ваш театра выезжает достаточно редко?
— Да, редко.

 

— То есть, у вас нет возможности вывозить спектакли за пределы Северска?
— Если говорить о спектаклях, нам в Томске более всего подходит театральная площадка театра Драмы. В прошлом году удалось осуществить выезд только один раз, а в этом году Департамент по культуре и туризму Томской области и Управление молодежной и семейной политики, культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск, заключили соглашение о том, что Северским театрам в Томске будут предоставлять сценические площадки нам, нам — площадку театра Драмы трижды за год. Это хорошо, но этого недостаточно. Конечно, мы выезжаем в «Авангард» или «Облсофпроф», но технические возможности этих сценических площадок для СМТ — ограничены.


— Что вы можете рассказать о планах театра на 2013 год? Что планируется в театре?
— Можно, я скажу самое главное? Дело в том, что театр действительно любят, в него ходят… Но, давайте подумаем, какое количество молодых людей не ходит в наш театр. Потому что, сейчас основной зритель СМТ тот, при котором этот театр родился. И это счастье, что есть поколение, которое любит театр, которое поддерживает в нем жизнь.

 

Но, театру сегодня нужен и молодой зритель! И молодежь-то ведь другая — со своими запросами! И вот, у нас есть такой спектакль, как «Безымянная звезда» (мы его еще не вывозили в Томск, но в 2013 году обязательно это осуществим). Поэтому, я бы очень хотела, чтобы те, кто не был в нашем театре, пришли и посмотрели, обязательно. Это, действительно, интересно. Или, ещё пример. Сейчас мы поставили забытую оперу В.Ребикова (ее в России практически нигде не ставят) — «Колыбельная ангелу». Мы выиграли грант Министерства культуры РФ на эту постановку. А дают такие гранты только на эксклюзивные проекты! Понимаете, да? Мы сделали очень стильную, красивую, не побоюсь сказать — завораживающую камерную оперу. У нас и зритель, и артисты, и оркестр находятся непосредственно на сцене, а не в зале (как это бывает на традиционных спектаклях). И это очень серьезная тема о том, насколько жесток наш мир, насколько этому миру требуется милосердие. И я вижу, что зритель принимает этот спектакль. И я обращаюсь именно к такому зрителю, который хочет увидеть и почувствовать театр: «Приходите к нам! Приводите в театр своих близких, детей, друзей. Потому что здесь вас ждет другой мир  — мир, который умеет дарить настоящие чувства, неподдельные искренние эмоции. Это мир  — красивой музыки, вокала, танца и балета! Это мир мюзиклов, оперетт, оперы, балета. Это мир искусства, души и сердца».

 

Кстати, мы уже приступили к постановке музыкальной комедии, которая идет в очень многих муз.театрах России — это «Труффальдино». Я, конечно, понимаю, какая ответственность стоит перед артистами и постановщикам… Это же сразу сравнение с фильмом, и это Райкин… Но, я надеюсь на то, что этот проект обретет настоящую жизнь на нашей сцене.

 

Что ещё? В планах постановка концертной программы с нашими лучшими вокалистами под рабочим названием «Оркестр и голос» . Это опять разговор о занятости артистов в театре, кстати.

 

И, самое главное — юбилей театра! 55 лет — и нам нужно сделать очень хорошую концертную программу. Для подготовки приглашен талантливый московский режиссер. Еще? У нас в этом году должны быть три бенефиса: юбилей народного артиста РФ Бориса Николаевича Киселева (любимого артиста зрителями нашего театра), бенефис одной из сильнейших «фигур» нашей балетной труппы — Ирины Козаренко, и юбилей мэтра театра — артиста-вокалиста Сергея Леонидовича Кустова…

 

Такие вот планы.

 

Беседовала Екатерина Маас

Годы

2013  2012  2011  2010  2009  2008 
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Профессии