ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Интервью с томичами

Вера Тютрина Вера Тютрина

Фото было сделано на ул. Белинского 40, Театр "Версия", .

 

- Прежде чем с вами общаться я посмотрела и не нашла в интернете практически ничего о вас, и делаю вывод что вы очень редко даете интервью, так ли это? И к интервью вы обычно готовитесь?
- На самом деле, я интервьюированный главный режиссер в Томске, притом, не только местными СМИ. Нет ни одного канала центрального телевидения, который бы не рассказывал о театре «Версия». Меня приглашали в Москву для участия в самых рейтинговых программах первого телевизионного канала. Вниманием ни я, ни театр «Версия» точно не обделены. К интервью я не готовлюсь, потому что когда речь идет о театре,  — хорошо чувствую и понимаю о чем говорить.

 

- Вашему театру почти 7 лет?
- Это зданию театра «Версия» 6 лет, а театру как таковому в декабре 2012 года исполнится 10 лет: «Версия» родилась в 2002 году, когда у нас еще не было своей сцены, мы репетировали и играли спектакли на разных сценических площадках города.

 

- Но это было тяжело? 
 — Построить здание?

 

- Построить здание, наверное, не так тяжело, как все организовать.
- Разумеется, просто красивое здание это еще не театр. Понадобилось много усилий, интуиции, знания театрального дела, чтобы здание имело право называться театром. «Версия»  — единственный театр на территории Томской области, который не имеет никакой финансовой помощи  — ни бюджетной, ни внебюджетной. Теперь уже мы знаем точно, что театр может быть самоокупаемым. Театральная реформа, которой противятся бюджетные театры, необходима! Раздутые штаты, неоправданные расходы, качество репертуарной политики и профессиональной подготовки – все это должно быть рачительно пересмотрено. Театр «Версия» сегодня, это настоящий инновационный прорыв. Мы минимизировали расходы, оптимизировали производство, к нам с удовольствием ходят зрители, и на деньги, вырученные за билеты, мы живем ярко и интересно уже 10 лет.

 

- У вас есть такие актеры, которых бы вам было жалко потерять?
- Да.

 

- Ну вот, приезжают режиссеры, приезжают именитые люди, у которых актёры учатся. Звездной болезни не бывало у ваших артистов?
- Бывало… К сожалению, с этим пришлось столкнуться. В обычных молодые артисты первые лет пять получают, как правило, эпизодические роли или заняты в массовке. В нашем же театре они имеют возможность играть роли, о которых артисты бюджетных театров мечтают долгие годы, и некоторым из них начинает казаться, что он уже такой Актер-актерыч! Наши спектакли замешаны на соединении мощного психологического переживания, чем славен русский театр и яркой формы. Овладеть этим в полной мере не так – то просто. Помимо природного дарования, надо много и упорно работать, и не каждый артист способен на это.

 

- Вам приходилось снимать спектакли, которые не имели коммерческого успеха?
- Вот, например, московский режиссер Сергей Александрович Виноградов поставил Набоковскую «Машеньку». Набоковский язык потрясающий, спектакль сделан изумительно. Когда ты его смотришь, кажется, что ты улетаешь в какие-то другие измерения… Но такие спектакли, как правило, увы, обожаемы только театральными гурманами, а их не так уж много. Я думаю, что такие изысканные спектакли, хотя и не очень кассовые должны быть в репертуаре. Мы решили восстановить «Машеньку».

 

- А какие театры или коллеги вам нравятся, где хорошо работают? Где хорошо идут спектакли?
- Каким образом мы оцениваем, в каком состоянии театр? По наличию или отсутствию театральных событий. Когда их почти нет, театр, понятно, не в лучшей форме. Но бывают разные периоды в жизни, и в театральной жизни в том числе.

 

- Распространено ли пьянство в театре?
- Как правило, это такая проблема для театров, но «Версии» это не касается. Мы распрощались с алкоголиками навсегда, потому что иначе спектакль, в котором они заняты, постоянно находится под угрозой срыва.

 

- Это особенность профессии?
- Нет, алкоголиков везде достаточно. Просто есть профессии, где их не видно. А здесь видно, потому что ему надо выходить на сцену. А как он может – он не может играть.

 

- Вы же филолог по первому образованию? У вас какие литературные пристрастия? Я читала, что вы любите мемуары.
- Да, очень люблю. Люблю Алексея Толстого и Льва Николаевича Толстова, Шишкова, Куприна… Мне нравится исследовать человека – его глубину, его поведенческие проявления, его способности соединиться с самим собой или наоборот невозможность этого сделать. И от этого, кстати, бывают самые большие неприятности у человека.

 

- Это достаточно, наверное, болезненный процесс мне кажется? С эмоциональной точки зрения, заниматься исследованием человека? Все эмоции надо через себя пропускать?
- Ну, естественно, а что делать? Я трудно живу внутри себя, это правда. Я внешне, может быть, произвожу впечатление легкой и громкой. На самом деле я очень переживаю по каждому поводу и не могу научиться жить исключительно головой. Не получается. Это трудно, но для моей профессии  — очень полезно.

 

- Вы  — актриса, сценарист, режиссер, что вам ближе? Что доставляет большее удовольствие?
- Должна, к сожалению, констатировать, что играть мне уже поднадоело. Был такой здесь режиссёр — Михаил Борисович Борисов, профессор Щукинского училища. Когда – то он мне сказал: — «Через 10 лет ты, Вера, скажешь, как тебе все это надоело». Мне понадобилось 15 лет, для того чтобы этот восторг, — вот я надеваю костюм, гримирую лицо, я выхожу на сцену, — прошёл. Но когда начинаешь играть, люди пришли, смотрят, внимательно слушают, я чувствую из зала такой мощный эмоциональный поток, любая хандра отступает!

 

- На первом месте семья или театр?
- Семья конечно. Мои дети, мой внук Захар, который сейчас в Москве, а я страшно переживаю, как он там. Это мои внучки, которые здесь, в Томске.

 

И муж мой, с которым мы страшно трудно сосуществуем все годы. Наше противоборство продолжается и продолжается! Я не верю в счастливое безоблачное сосуществование двух людей. Мне кажется оно возможно только когда это бесстрастные, равнодушные люди.

 

- А какие качества характера вам нравятся в вашем муже?
- Вы знаете, есть люди, которые при первом знакомстве производят впечатления чего-то мощного, значительного, а потом получается, что он намного слабее и примитивнее, чем показался сначала. Так вот Иван Илларионович произвел на меня впечатление сначала человека не в меру говорливого и простенького. На самом деле он оказался намного интереснее, чем в начале взаимоотношений: прекрасно знает литературу, живопись, серьезный в своем деле. Он очень умен! Это качество не так уж часто встречающееся, по крайней мере, на моем жизненном пути. Это покрывает собой очень многие его недостатки. Я не могла бы никогда существовать вместе с неумным человеком.

 

- Я читала, что вы из города уезжать не собираетесь, хотя периодически все-таки такие слухи ходят.
- Я должна сказать, что я несколько раз в своей жизни имела достаточно выгодные предложения с точки зрения обывательского ощущения. Мне предлагали работать в Москве, сниматься в кино, тем более какой – то опыт киношный у меня был, но меня «не любит камера», я себе не нравлюсь на экране. Что бы хорошо выглядеть на экране, надо быть очень небольшенькой, худенькой, с маленьким личиком.

 

- Куда вы в Томске ходите? У вас есть любимые места?
- Когда меня куда-то приглашают, я очень избирательно ко всему этому отношусь. Я не люблю просто так тусоваться, придерживаюсь знаменитого высказывания: «Лучше одному, чем с кем попало. Лучше голодать, чем, что попало есть».

 

- Традиционно мы просим дать рекомендации что-либо почитать и посмотреть.
- Посмотреть я порекомендую некоторые спектакли театра «Версии» . Это  — «Бедная Лиза», «Коллекционер», «Маскарад», «Любовь на разных языках». Ну, я еще далеко не все назвала.

 

- Вы же видите молодых актеров, которых выпускают, сейчас хорошее образование? Много ли таланта?
- Недавно в театр «Версия» с творческим вечером приезжал мой давнишний и очень близкий друг Евгений Князев. Он ректор самого престижного театрального вуза страны, Щукинского, и ведущий артист Вахтанговского театра. Он сказал, что сейчас по всей стране общий уровень студентов и выпускников низкий. Клиповое сознание дает о себе знать. Фаина Раневская в каком-то интервью заметила: «Из театра ушел трепет!». Как точно подмечено… Уходят мастера один за другим, настоящие, которые знали смысл театрального искусства.

 

- Давайте про возраст спрошу…
- На этот вопрос я никогда не отвечаю. Вот, Садальский тоже спрашивает:  — «Ну, сколько тебе лет?» Я ему в течение вечера называла четыре разные цифры. Я говорю, Станислав Юрьевич, отстань от меня, если я нравлюсь еще молодым людям, значит еще пока все ничего, лишь бы здоровье было. Охота еще, как в пьесе Рощина, «взбрыкивать и фонтанировать»!

 

- Вы собой довольны?
- Я конечно самоедством часто занимаюсь, препарирую свои ощущения, поступки. В первую очередь для себя и всего, с чем мне приходится сталкиваться в жизни, планка моего восприятия очень высока. И с этим довольно не просто жить…. Довольна ли я собой? Вобщем-то, нечего гневить Господа,  — да, я собой довольна!

 

Беседовала Анна Недошивина

Фото предоставленно В.Тютриной 

Годы

2013  2012  2011  2010  2009  2008 
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Профессии