ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Великий Гэтсби

Баз Лурман снял, наверное, один из лучших фильмов о безысходности.

Нет нужды, я думаю, пересказывать сюжет романа Фицджеральда, поэтому я не буду останавливаться на подробном рассказе в стиле «кто куда пошел и что сделал». Гораздо больше меня занимает два момента – стиль, в котором снята картина, и актеры, сыгравшие главные и второстепенные роли.

Начну, пожалуй, с общего антуража – Лурман вновь работает по уже испытанной технологии, передавая всю картинность персонажей и их жизни через почти театральные декорации и диалоги, кричащие наряды и некую буффонаду, которая разворачивается перед нами во время изображения жизни Нью-Йорка того времени. Вечеринки, наряды, распущенность и подпольный рынок, бесконечная уверенность в собственных силах и бессмертии – вот что определяло людей в романе Фицджеральда, и Лурману удалось потрясающе передать атмосферу того времени. Но – он идет еще дальше, и проводит параллели между 20-ми и современностью, используя в своем фильме современную музыку, смешанную с ритмами популярно в те времена джаза. Самая первая вечеринка у Гэтсби, на которую попадает рассказчик, Ник Кээроуэй ( в исполнении Тоби Магуайра) погружает нас в атмосферу веселых 20-хх, но в то же время на протяжении всего действа зрителя не покидает ощущение полного погружения в современность, и, однако, все это, на мой взгляд, вполне аутентично времени, в котором и разворачиваются события.

К этой же категории можно отнести и небольшой дружеский междусобойчик, устроенный Томом Бьюкененом и его любовницей Миртл (в исполнении Джоэела Эдгертона и Айлы Фишер соответственно) – спиртное, наркотики, половая распущенность и обязательная драка как бы возвращают нас в современность, но вместе со всем этим мы все еще находимся там, в веселых 20-хх, когда ничего было нельзя, и все же все было возможно.

Рассказчик, Ник, сам признает, что наблюдает за всем происходящим одновременно внутри событий и вне их, и это позволяет ему глубже и полнее осознавать и анализировать всю ситуацию. И доводит до полнейшего изнеможения, хочу заметить.

Вообще, герой Тоби в своем роде весьма примечателен – это молодой мужчина, только вступающий на большой жизненный путь, и оттого чрезвычайно впечатлительный. Он воспринимает все как бы сквозь призму восхищения этим миром, теми возможностями, которые открываются перед ним, и Лурман замечательно передает эмоции героя не только через наивные, широко распахнутые глаза Тоби (кстати, для своего возраста ему замечательно удалось передать эту самую почти юношескую восторженность, я считаю), но и через краски – картинка безумно яркая, она буквально выливает на зрителя потоки света и красок, буйство цветов и позолота просто оглушают как Ника, так и зрителей. Вообще, первая половина фильма выдержана в настолько ярких тонах, что буквально глаза болят, а ведь я еще смотрела в обычном формате, не в 3D (кстати, здесь он отчасти оправдан).

Но после знакомства Ника с любовницей Тома, а потом и с Гэтсби картинка постепенно тускнеет, к финалу превращаясь в непонятное серое нечто. Таким образом Лурман передает те изменения, через которые проходит Ник – от слепой восторженности этим миром до понимания всей безысходности человеческого существования. Примечателен здесь и образ свалки, на которой расположена заправка мужа Миртл – серость человеческого существования, нужда, постоянные попытки заработать хоть немного денег опасным образом контрастируют с яркостью и беззаботностью жизни главных героев. Яркая Миртл на фоне этой серости выглядит как чужеродный организм, и она отчаянно стремится вырваться из этого круга, прорваться в ту, другую, яркую и полную радости жизнь. Айле Фишер досталась незавидная роль в этом проекте, но, каким-то странным образом, и к ее персонажу испытываешь какую-то жалость.

Кроме того, этот промежуточный этап между роскошью Лонг-Айленда и еще большей роскошью Нью-Йорка странным образом соотносится с прошлым самого Гэтсби – каждый день он вынужден проезжать через место, которое напоминает ему, кто он и откуда пришел. Это ежедневное столкновение с собой настоящим постоянно держит Гэтсби в напряжении, заставляя рваться все выше и выше к солнцу.

И таким солнцем для нашего героя становится Дэйзи Фэй – кузина Ника. Впрочем, в пору их второй встречи она уже замужняя дама, мать и жена, и у Гэтсби, казалось бы, нет никаких шансов заполучить эту девушку. Вот здесь-то и начинается актерский триумф Леонардо ДиКаприо. Я всегда знала, что он – потрясающий актер, он и раньше своими ролями вызывал множество эмоций, но в роли Гэтсби он оказался настолько органичен, что ему веришь от первого до последнего слова. Здесь, опять же, мне бы хотелось остановиться только на одном эпизоде – первое чаепитие Дэйзи и Гэтсби. Говорят, любовь делает мужчин робкими, а женщин – сильными, и этот эпизод доказывает как минимум половину этой фразы. Поведение Гэтсби, конечно, вызывали смех у мужской части аудитории, и я даже догадываюсь, почему, но вообще вся эта нелепость, неуверенность, весь этот страх, все это в целом так идеально ложится в общую картину отношений Дэйзи и Гэтсби, что только за один этот момент хочется отдать Леонардо Оскара. И не одного.По сути, для парня, который всю жизнь бежал от своего прошлого, всю жизнь стремился стать сыном Бога на Земле, стать кем-то, именно Дэйзи стала своеобразным ориентиром в бушующем море человеческих страстей. Именно эта девушка манила его, словно тот самый огонек с другого берега, предсказывала чудесную, новую жизнь. И в этом, кстати, схожесть Ника и Гэтсби – и тот и другой до определенного момента сохраняют в себе именно надежду, то, что позволяет жить и бороться каждый день, невзирая на множество трудностей, с которыми нас сталкивает жизнь.

К сожалению, Ник эту надежду потерял, а Гэтсби просто не дожил до того момента, когда его уверенность в Дэйзи была бы разрушена окончательно. И в таком развитии событий я вижу определенную жалость автора к главному герою. Гэтсби позволено умереть счастливым, верящим, что его любовь все же вернется к нему.

Впрочем, о самой Дэйзи мне бы не хотелось писать слишком много. В отличие от персонажа Айлы Фишер героиня Кэри Маллиган не вызывала у меня ни капли положительных эмоций. По сути, это один из самых отрицательных персонажей всей книги, и фильма тоже. Хоть у нас и пытаются вызвать жалость к Дэйзи посредством измен ее мужа, но… извините, не верю. Она сама выбрала такую жизнь, она просто слабая безвольная кукла, красивая кукла, которая позволяет манипулировать собой. Она не желает принимать решения, что очень хорошо показывает финальная беседа между ней, Томом и Гэтсби в номере отеля «Плаза», она в глубине души даже не хочет ничего решать. Конечно, проще быть красивой дурой, о чем она весьма наивно и сообщает в начале фильма. Благо, жизнь позволяет всем Дэйзи быть такими. Гэтсби, по-моему, за красивым фасадом просто не разглядел полнейшую пустоту. Кэри как нельзя лучше подошла на роль пустой фарфоровой куклы, чьи переживания можно решить при помощи пары звонков, и да, я признаю, что Кэри прекрасная актриса и очень красивая женщина. Но ее героиня для меня навсегда останется той самой женщиной, по вине которой погиб Гэтсби.

Финал, к сожалению, погружает зрителя в такую пучину безысходности, что после просмотра кажется, будто бы ничего хорошего случиться уже просто не может. Ник понимает это лучше всех, с его глаз будто бы падает некая пелена, и он видит всю пустоту своей кузины, всю порочность ее мужа, всю распущенность этой семейки в целом. Для него мир Нью-Йорка из яркого, кричащего веселья превращается в одну секунду в серый, бессмысленный мирок, в котором нет места высоким отношениям, сильный, настоящим чувствам, страстям и любви. Здесь есть лишь порок, грязь и копоть от использованного угля, и людей используют точно также, как и уголь, перемалывая и превращая всего лишь в пыль, о которой назавтра никто уже и не вспомнит.

В нашем мире нет места таким, как Гэтсби, они слишком хороши для него, слишком чисты и уверены в своей правоте, слишком велики. А самое противное и страшное то, что Гэтсби, при всем своем уме и честолюбии, так и не смог понять, что его путеводная звезда оказалась всего лишь поддельной стекляшкой.

октябрь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
театр Драмы театр спектакль смотрела россия кино томск управление персоналом психология факультет университет Англия bbc сериалы боевики шпионаж агенты бонд облачный атлас ричард йетс читала книги комедия музыка Северск лекции образование драма для взрослых реклама каннские львы концерт органный зал анимация для детей хоббит томский симфонический оркестр концерты бкз кира найтли джуд лоу джо райт анна каренина джек ричер том круз боевик опера Северский музыкальный театр тарантино свадьба Зощенко Версия самый пьяный округ в мире сериал презентация ситком тнт мюзикл отверженные триллер киллер джо тюз ночь святого валентина метро музыка ночью реалити-шоу холостяк оз: великий и ужасный забыть герострата обливион фантастика репетиция театр юного зрителя случайная вакансия джоан роулинг балаган герцога глостера скоморох железный человек 3 как я стал великий гэтсби художественный музей фото выставки современное искусство музеи спектакли после нашей эры 8 любящих женщин человек из стали афиша отвязные каникулы копы в юбках одинокий рейнджер слушала джаз фестиваль кинотеатр элизиум первый музей славянской мифологии балет октябрь театра драмы фестивали живая музыка